Учебный план

 

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью реализации учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 127 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга является создание условий для освоения базисного учебного плана и углубленного изучения иностранного языка.

Задачи образовательной деятельности:

достижение уровня функциональной грамотности;

развитие положительной мотивации учащихся к углубленному изучению английского языка;

развитие навыков социального самоопределения и самореализации личности учащихся;

воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина.

1. Пояснительная записка к учебному плану

1.1 С 01.09.2013 учебный план Государственного бюджетного общеобра-зовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 127 с углуб-ленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга формируется в соответствии:

• с федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Мини-стерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004),

• федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для IV-XI классов),

• федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО) (для I-III классов всех общеобразовательных учреждений (организаций) Санкт-Петербурга

Учебный план разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

• Конвенции о правах ребенка ООН;

• Закона Российской Федерации «Об образовании»;

• Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательной школе»

• Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в редакции от 28.06.2002;

• Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196;

• Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

• Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020»;

• Приказа Министерства просвещения РСФСР «Об утверждении положения об общеобразовательных школах с углубленным изучением иностранного языка» от 04.11.1987 № 190

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. №1312»;

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для 2-11 классов);

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. №1312»;

• Распоряжения Комитета по образованию «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год» № 907-р от 12.04.2013

 

1.2 Реализуемые основные общеобразовательные программы

 

Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения на 2013/2014 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает:

 

- 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов;

- 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов;

- 2-летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для X-XI классов.

 

В ГБОУ школе № 127 Красногвардейского района Санкт-Петербурга реализуются следующие образовательные программы:

начального общего образования,

начального общего образования с дополнительной (углубленной) подготовкой по английскому языку,

основного общего образования с дополнительной (углубленной) подготовкой по английскому языку,

среднего (полного) общего образования с дополнительной (углубленной) подготовкой по английскому языку.

 

1.3 Режим работы общеобразовательного учреждения

 

Режим функционирования 1 – 11 классов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 127 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и с Уставом образовательного учреждения.

Начало занятий - в 8.30

Продолжительность уроков – 45 минут

Обучение осуществляется в первую смену.

Проведение нулевых уроков запрещено.

Продолжительность каникул:

в течение учебного года — не менее 30 календарных дней;

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять

в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для учащихся II- IV классов – не более 5 уроков, один раз в неделю – 6 уроков

за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

- для учащихся V-VI классов – не более 6 уроков;

- для учащихся VII-XI классов – не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Все дополнительные внеурочные занятия проводятся через 45 минут после окончания последнего урока.

 

Учебный год начинается 2 сентября и заканчивается 25 мая( для I – IV, IX, XI классов) и 31 мая (для V-VIII, X классов) Согласно п.2.19 Устава школы продолжительность учебного года составляет не менее 34 учебных недель.

 

Особенности и специфика ОУ:

 

- школа с углубленным изучением английского языка;

 

Максимальная учебная нагрузка обучающихся, предусмотренная учебным планом, соответствует требованиям СанПин 2.4.2. 2821–10:

 

Классы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Максимальная нагрузка, час. 21 26 26 26 32 33 35 36 36 37 37

 

При разработке содержания третьего часа учебного предмета «Физическая культура» учитывается состояние здоровья учащихся и деление их

в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную

и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).

 

1.4 Продолжение учебного года

В соответствии с примерным учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года:

- I класс – 33 учебные недели;

- II-IV классы – не менее 34 учебных недель;

- V-VIII, X классы –35 учебные недели;

- IX-XI классы – 34 учебные недели (не включая летний экзаменационный период).

Продолжительность каникул:

в течение учебного года — не менее 30 календарных дней;

 

1.5 Продолжительность учебной недели

Продолжительность учебной недели во 2 – 11 классах - 6 дней.

1.6 Дополнительные требования при организации обучения 1 классов.

Продолжительность учебной недели в 1 классе – 5 дней

Дополнительные каникулы в первых классах — не менее 7 календарных дней в феврале.

Образовательная недельная нагрузка для учащихся I классов – не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе – мае – по 4 урока по 45 минут каждый;

для посещающих группу продленного дня организовано 2-разовое питание и прогулки;

обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

Плотность учебной работы обучающихся на основных уроках не превышает 80%.

Организована работа групп продленного дня: в школе планируется работа 3 групп продленного дня по 25 человек. В группах продленного дня соблюдены все режимные моменты: прогулка учащихся, самоподготовка для учащихся 2 – 4 классов с 16.00 занятия в кружках.

С целью профилактики утомления, нарушения зрения и осанки обучающихся на уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз при обучении письму, чтению и математике.

Все дополнительные внеурочные занятия проводятся через 45 минут после окончания последнего урока.

Максимальная нагрузка учащихся соответствует нормативным требованиям СанПин 2.4.2.2821-10 и составляет:

в 1 классах — 21 академический час в неделю,

 

1.7 Расписание звонков

 

№ урока Начало урока Окончание урока

1 8.30 9.15

2 9.25 10.10

3 10.30 11.15

4 11.35 12.20

5 12.30 13.15

6 13.25 14.10

7 14.20 15.05

 

 

 

1.8 Требования к объему домашних заданий

 

Домашнее задание дается с учетом возможности его выполнения учащимися в следующих пределах:

в 1 классе – домашние задания не задаются

во 2- 3 классах - до 1,5 часов;

в 4 классе - до 2-х часов.

Домашнее задание для учащихся 5- 9 кл. обеспечивает учет возможностей его выполнения в следующих пределах: в 5 классах— 2 часа, в 6–8 классах – 2,5 часа, в 9 классах - до 3,5 часов (СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.30).

Домашнее задание для обучающихся 10-11 классов обеспечивает учет возможностей его выполнения в пределах 3,5 часов (СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.30).

 

 

2. Начальное общее образования

Срок освоения – 4 года

(1–4 классы)

 

2.1. Годовой и недельный учебный план для I-III классов

общеобразовательных учреждений (организаций), реализующих

образовательную программу начального общего образования

 

Учебный план обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта, единство образовательного пространства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, гарантирует овладение учащимися необходимым минимумом знаний, умений, навыков, позволяющим продолжить обучение на следующей ступени обучения.

 

Предметные области Учебные предметы Количество часов в год Всего

I II III

Филология Русский язык 165 170 170 505

Литературное чтение 132 136 136 404

Иностранный язык 0 68 68 136

Математика

и информатика Математика 132 136 136 404

Обществознание

и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир (Человек, природа, общество) 66 68 68 202

Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики 0 0 0 0

Искусство Искусство (Музыка и ИЗО) 66 68 68 202

Технология Технология (Труд) 33 34 34 101

Физическая культура Физическая культура 99 102 102 303

Итого: 693 782 782 2257

Иностранный язык 0 68 68 136

Риторика 0 34 34 68

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 0 884 884 1768

Внеурочная деятельность 330 340 340 1350

 

 

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего

I II III

Филология Русский язык 5 5 5 15

Литературное чтение 4 4 4 12

Иностранный язык 2 2 4

Математика и информатика Математика 4 4 4 12

Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир (Человек, природа, общество 2 2 2 6

Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики

Искусство Искусство (Музыка и ИЗО) 2 2 2 6

Технология Технология (Труд) 1 1 1 3

Физическая культура Физическая культура 3 3 3 9

Итого: 21 23 23 67

Региональный компонент и ком-понент образова-тельного учрежде-ния (6-дневная неделя) Иностранный язык 2 2 4

 

Риторика 1 1 2

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 21 26 26 73

Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительная 2 2 2 6

художественно-эстетическая 2 2 2 6

научно-познавательная 3 3 3 9

патриотическая 1 1 1 3

проектная 1 1 1 3

общественно-полезная деятельность 1 1 1 3

итого 10 10 10 30

 

 

2.2 Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС НОО

 

ФГОС НОО устанавливает не только обязательные учебные предметы,

но и обязательные предметные области.

В соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241) основная образовательная программа начального общего образования включает в себя несколько учебных планов. Основная образовательная программа начального общего образования в I-III классах реализуется через учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Один из основных результатов ФГОС - это сформированность метапредметных умений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Метапредметные умения должны отражать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Кроме того предметные результаты освоения основной образовательной программы, предполагают в предметной области «Математика и информатика» приобретение учащимися первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями) на всех уроках по предметам начального образования.

«Информатика и ИКТ» - это учебный предмет, целью которого является формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, схем, графов и графиков различного вида, информационных объектов с помощью компьютера; развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

В соответствии с требованиями ФГОС к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального образования в содержание, всех без исключения предметов начального образования, включена программа формирования универсальных учебных действий («чтение: работа с информацией).

В 1 – 3 классе, в соответствии с ФГОС НОО, умение работать с информацией (поиск, анализ, обработка, переработка, презентация информации) включено во все предметы учебного плана. Содержание данной работы отражается в тематическом планировании (рабочей программе учителя по предмету) и подлежит внутришкольному контролю.

Кроме того учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается во ІІ-ІІІ классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)».

В соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241) основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Основная образовательная программа начального общего образования в I-III классах, в которых переход на ФГОС НОО начался с 01.09.2011, реализуется через учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Особенности организации внеурочной деятельности в 2013-14 учебном году.

В 2013-14 учебном году организация внеурочной деятельности строится с учетом особенностей ее финансирования: в первом полугодии внеурочная деятельность не включается в учебный план, т.к. отсутствует финансирование. Внеурочная деятельность в первом полугодии реализуется в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, педагогов, реализующих учебный план в конкретном классе, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом образовательного учреждения и является необязательной для посещения.

Во втором полугодии 2013-14 учебного года в Санкт-Петербурге будет осуществлено финансирование внеурочной деятельности, а значит, изменится учебный план образовательного учреждения, в него войдут 10 часов внеурочной деятельности. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основные направления внеурочной деятельности:

- спортивно-оздоровительное;

- художественно-эстетическое;

- научно-познавательное;

- патриотическое;

- общественно-полезная деятельность;

- проектная деятельность.

 

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет общеобразовательное учреждение (организация). Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения (организации). Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и внеурочных занятий.

При отборе содержания и видов деятельности детей учитываются интересы и потребности самих детей, пожелание родителей, опыт внеурочной деятельности педагогов и материально-техническая база школы.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет общеобразовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определено приказом общеобразовательного учреждения. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и внеурочных занятий.

 

2.3 Используемые УМК

 

Изучение учебных предметов федерального компонента организуется:

- для 1- 3го класса, с использованием учебных пособий, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год (Приказ Минобрнауки N 2080 от 24.12.2010 г.);

- для 4-го класса, с использованием учебных пособий, входящих в Федеральный перечень учебников на 2013–2014 учебный год.

Обучение осуществляется по государственным программам в составе следующих УМК:

1-й класс — ОС «Школа 2100» (1А, 1Б, 1 В);

2-й класс — ОС «Школа 2100» (2А, 2Б, 2В);

3-й класс —ОС «Школа 2100» (3А, 3Б, 3В)

4-й класс — ОС «Школа 2100» (4А, 4Б, 4 В).

Учебно-методический комплект (УМК) «Школа 2100», который включает в себя завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования:

- Русский язык.

Букварь. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Русский язык. 1 – 4 класс. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

- Литературное чтение. 1 – 4 класс. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

- Математика. 1 – 4 класс. Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.

- Информатика. Информатика. 1-4 класс. («Информатика в играх и задачах») Авторы: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., Суворова Н.И.

- Окружающий мир. 1 – 4 класс Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д.

- Музыка. 1 – 4 класс. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.

- Изобразительное искусство. 1 – 4 класс. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.

- Технология. 1 – 4 класс. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.

- Физическая культура. Автор: Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.

- Основы светской этики.4 -5 класс. Автор: Данилюк А.Я.

- Детская риторика в рассказах и рисунках. 2-3 класс Автор: Ладыженская Т.А. и др.

- Английский язык . 2 -4 класс. Авторы: Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.

2.4 Региональная специфика базисного учебного плана

 

Учебный план ГБОУ СОШ №127 с углублённым изучением английского языка предполагает его реализацию в условиях шестидневной учебной недели.

Часы, отведенные в I-III классах на преподавание учебных предметов «Искусство» (Музыка и ИЗО) и «Технология (Труд)» проводится отдельно ( Музыка – 1 час; ИЗО – 1 час; Технология – 1 час) в соответствии с учебным планом и учебными пособиями по Музыке, ИЗО, Технологии, включенными в федеральные перечни учебников, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067. При изучении предмета «Технология» в III классе обязательно включение модуля по Информатике и ИКТ.

Региональной спецификой базисного плана является:

-изучение курса «История и культура Санкт-Петербурга» во ІІ- ІІІ классах как модуля предмета «Литературное чтение»;

--включение модуля по Информатике и ИКТ в ІІІ классе при изучении предмета «Технология»;

- изучение риторики (1 час в неделю ) во ІІ – ІІІ классах как отдельного курса ;

-изучение предметов, позволяющих реализовать здоровьесберегающий (здоровьесозидающий) подход к реализации образовательной программы начального общего образования: основы безопасности жизнедеятельности как

модуля предмета «Окружающий мир».

 

2.5 Деление классов на группы

Иностранный язык (английский язык) изучается со второго класса. Реализуется государственная учебная программа. При изучении английского языка во 2-3 классах по согласованию с учредителем предусмотрено деление класса на две группы (при наполняемости класса 25 человек). Такое деление позволяет создать эмоционально комфортную обстановку для изучения языка, способствует эффективной актуализации знаний, развитию речевых, коммуникативных навыков, создает условия для реализации индивидуального подхода с учётом познавательных возможностей учащихся. Закладываемая, таким образом, база знаний знакомит ребёнка с общими подходами к изучению социальных и филологических наук.

 

 

2.6 Годовой и недельный учебный план для IV классов

общеобразовательных учреждений (организаций), реализующих

образовательную программу начального общего образования

 

Учебные предметы Количество часов в год

IV

Русский язык 170

Литературное чтение 68

Иностранный язык 68

Математика 136

Окружающий мир (Человек, природа, общество) 68

Основы религиозных культур и светской этики 34

Искусство (Музыка и ИЗО) 68

Технология (Труд) 68

Физическая культура 102

Итого: 782

Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) 102

Иностранный язык 68

Литературное чтение 34

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 884

 

 

Учебные предметы Количество часов в неделю

IV

Русский язык 5

Литературное чтение 2

Иностранный язык 2

Математика 4

Окружающий мир (Человек, природа, общество) 2

Основы религиозных культур и светской этики 1

Искусство (Музыка и ИЗО) 2

Технология (Труд) 2

Физическая культура 3

Итого: 23

Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) 3

Иностранный язык 2

Литературное чтение 1

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 26

 

2.7 Особенности учебного плана, введение ОРКСЭ

 

В рамках комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-х классах будут изучаться модули «Основы светской этики».

В IV классе реализуется учебный план общеобразовательных учреждений (организаций) в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и ФБУП-2004.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312» в учебный план IV класса включён курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее – ОРКСЭ) по 1 часу в неделю (всего 34 часа).

Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у учащегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами комплексного курса являются:

- знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

- развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей учащихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.

Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) учащихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведённого выбора формируются учебные группы учащихся. Решение о количестве учебных групп принимается с учетом необходимости предоставления обучающимся возможности изучения выбранного модуля, а также с учетом имеющихся условий и ресурсов в учреждении. В рамках изучения курса при возникновении соответствующей потребности предусматривается формирование учебных групп из нескольких классов.

Учебный план ГБОУ СОШ №127 с углублённым изучением английского языка предполагает его реализацию в условиях шестидневной учебной недели.

Часы, отведенные в IV классе на преподавание учебных предметов «Искусство» (Музыка и ИЗО) и «Технология (Труд)», рекомендуется проводить отдельно (ИЗО – 1 час, Технология – 2 часа) с обязательным включением в предмет «Технология» модуля по Информатике и ИКТ.

 

2.8 Региональная специфика

 

В региональный компонент базисного плана в ІV классе включено :

-изучение курса «История и культура Санкт-Петербурга» как модуля предмета «Литературное чтение»;

--изучение модуля по Информатике и ИКТ при изучении предмета «Технология»;

-изучение предметов, позволяющих реализовать здоровьесберегающий подход к реализации образовательной программы начального общего образования: основы безопасности жизнедеятельности как модуля предмета «Окружающий мир». Предмет «Окружающий мир» включает изучение разделов предмета «ОБЖ» с целью приобщения детей к здоровому образу жизни, формирования умений учащихся грамотно ориентироваться в создавшихся опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни.

С целью реализации образовательной программы по решению педагогического совета школы (протокол № 9 от 18.06.13 г.) часы регионального и школьного компонентов распределены следующим образом:

- 1 час в неделю — на учебный предмет «Литературное чтение» в 4-х классах с целью проведения обязательных уроков внеклассного чтения;

- 2 часа в неделю – на учебный предмет «Иностранный язык» (английский язык)

Предмет «Искусство» (2 часа в неделю) включает курсы «Музыка» (1 час в неделю) и «Изобразительное искусство» (1 час в неделю).

Предмет «Технология» включает:

4 классах - изучение предмета «Труд» (2 час в неделю).

 

Ожидаемыми результатами реализации общеобразовательных программ на первой ступени обучения является достижение уровня элементарной грамотности, соответствующего стандарту начальной школы.

 

 

 

3 Основное общее образование

 

Срок освоения – 5 лет

 

(5–9 классы)

 

Учебный план полностью реализует государственный образовательный стандарт, обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, гарантирует овладение учащимися необходимым минимумом знаний, умений, навыков, основных компетентностей, позволяющих продолжить изучение предметов на следующей ступени обучения.

 

3.1. Годовой учебный план для V-IX классов

общеобразовательных учреждений (организаций), реализующих

образовательную программу основного общего образования

 

Учебные предметы Количество часов в год Всего

V VI VII VIII IX

Федеральный компонент

Русский язык 210 210 140 105 70 735

Литература 70 70 70 70 105 385

Иностранный язык 105 105 105 105 105 525

Математика 175 175 175 175 175 875

Информатика и ИКТ 35 70 105

История 70 70 70 70 70 350

Обществознание (включая экономику и право) 35 35 35 35 140

География 35 70 70 70 245

Природоведение 70 70

Физика 70 70 70 210

Химия 70 70 140

Биология 35 70 70 70 245

Искусство (Музыка и ИЗО) 70 70 70 35 35 280

Технология

Предпрофильная подготовка: элективные курсы 70

70

70

35

 

70 315

Основы безопасности жизнедеятельности 35 35

Физическая культура 105 105 105 105 105 525

Итого: 945 980 1050 1085 1120 5180

Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)

Иностранный язык 105 70 70 105 350

Предпрофильная подготовка (ин.язык) 35 35

Русский язык 35 35 70

Литература 35 35

История СПб 35 35 35 35 140

ОБЖ 35 35

Математика 35 35 35 105

География 35 35

Биология 35 35

Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) 175 175 175 175 140 840

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 1120 1155 1225 1260 1260 6020

 

 

 

3.2. Недельный учебный план для V-IX классов

общеобразовательных учреждений (организаций), реализующих

образовательную программу основного общего образования

 

Учебные предметы Количество часов в неделю Всего

V VI VII VIII IX

Федеральный компонент

Русский язык 6 6 4 3 2 21

Литература 2 2 2 2 3 11

Иностранный язык 3 3 3 3 3 15

Математика 5 5 5 5 5 25

Информатика и ИКТ 1 2 3

История 2 2 2 2 2 10

Обществознание (включая экономику и право) 1 1 1 1 4

География 1 2 2 2 7

Природоведение 2 2

Физика 2 2 2 6

Химия 2 2 4

Биология 1 2 2 2 7

Искусство (Музыка и ИЗО) 2 2 2 1 1 8

Технология

Предпрофильная подготовка: элективные курсы 2

2

2

1

 

2 9

Основы безопасности жизнедеятельности 1 1

Физическая культура 3 3 3 3 3 15

Итого: 27 28 30 31 32 148

Региональный компонент и компонент ОУ при 6-дневной учебной неделе 5 5 5 5 4 24

Иностранный язык 3 2 2 3 10

Предпрофильная подготовка (ин.язык) 1 1

Русский язык 1 1 2

Литература 1 1

История СПб 1 1 1 1 4

ОБЖ 1 1

Математика 1 1 1 3

География 1 1

Биология 1 1

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 32 33 35 36 36 172

 

 

 

 

Обучение ведется по базовым государственным образовательным программам с использованием соответствующих УМК.

При распределении часов регионального компонента и компонента общеобразовательного учреждения используются рекомендации для школ с углубленным изучением отдельных предметов следующим образом:

 

Учебный предмет «Математика» (5 часов в неделю) с 7 класса включает два курса «Алгебра» (3 часа в неделю) и «Геометрия» (2 часа в неделю).

 

Учебный предмет «Обществознание» (1 час в неделю) преподается:

- в 6-7-х классах по государственной образовательной программе «Обществознание.»

- в 8-9-х классах - «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова.– М.: Просвещение, 2008.

 

Учебный предмет «Искусство»:

- в 5-7–классах включает два курса «Музыка» (1 час) и «ИЗО» (1 час),

- в 8- 9-х классах - курс «Искусство» (1 час).

 

Учебный предмет «Технология»:

- в 5-7-х классах включает два курса «Информационные технологии» (1 час) и «Практикум по английскому языку» (1 час).

- в 8-х классах в рамках обязательной технологической подготовки учащихся VIII класса для обучения графической грамоте и элементам графической культуры образовательным стандартом по технологии обязательно изучение раздела «Черчение и графика» (в том числе с использованием ИКТ) (1 час в неделю);

- в 9-х классах в рамках предмета «Технология» в учебный план включен курс «Практикум по английскому языку» (2 час в неделю) для организации предпрофильной подготовки учащихся и элективные курсы по выбору: «Страноведение. Великобритания.» (68 часов), ГИДЫ по городу (68 часов).

С целью реализации образовательной программы школы по решению педагогического совета (протокол № 9 от 18.06.2013) часы регионального и школьного компонентов определены:

- 2 часа в неделю – на углубленное изучение английского языка 6-7-х классах;

- 3 часа в неделю - на углубленное изучение английского языка в 5-8-9-х классах;

- 1 час в неделю – на учебный предмет «Литература» в 5-х для более глубокого изучения произведений зарубежной (англоязычной) литературы;

- 1 час в неделю – в 6-х классах на изучение курса «География» с целью формирования системных знаний о странах изучаемого языка.

- 1 час в неделю - в 7- 9-х классах на предмет «Русский язык» в связи с отработкой системы умений и навыков и с необходимостью прохождения обязательной итоговой аттестации в новой форме;

- 1 час в неделю - в 7-8-9-х классах на предмет «Алгебра» в связи с отработкой системы умений и навыков и с необходимостью прохождения обязательной итоговой аттестации в новой форме;

- 1 час в неделю –8-х классах на изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью формирования системных знаний, умений и навыков по обеспечению здоровья и безопасности;

- 1 час в неделю – в 5- 6- 7 - 8х классах на изучение курса «История и культура Санкт-Петербурга» с целью создания условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в городе, овладения ими способами освоения культурного наследия Санк-Петербурга;

- 1 час в неделю- в 9-х классах предусмотрен профориентационный курс на английском языке: «Мир профессий».

При проведении занятий по предмету «Иностранный язык», «Практикум по английскому языку» осуществляется деление классов на группы по 8-10 человек в каждой (не более 3-х групп при наполняемости класса 25 человек и более).

 

При проведении занятий по предметам «Технология» и «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на 2 группы при наполняемости класса 25 человек и более.

Для реализации программ обучения используются учебные пособия, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки РФ, заявленные в федеральном перечне учебников на 2013-2014 учебный год.

 

Ожидаемыми результатами реализации общеобразовательных программ на второй ступени обучения является достижение уровня функциональной грамотности, соответствующего стандарту основной школы.

 

 

 

 

 

4.Среднее общее образование

 

Срок освоения – 2 года

(10–11 классы)

 

4.1 Средняя школа ориентирована на достижение выпускниками стандарта образования на уровне компетентности, включающего в себя систему знаний по предметам языково-эстетической направленности, изучаемым на повышенном уровне.

Принцип построения федерального учебного плана для 10-11-х классов позволяет старшеклассникам получить полноценное общее образование, обеспечивающее вариативность обучения и имеющее личностно-ориентированный характер, и, в тоже время, уменьшить перегрузки.

 

 

4.2. Годовой учебный план для X-XI классов

общеобразовательных учреждений (организаций), реализующих

образовательную программу среднего общего образования

 

Федеральный компонент

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

Инвариантная часть Учебные предметы Количество часов за два года обучения

Базовый уровень

Русский язык 70 (1/1)

Литература 210 (3/3)

Иностранный язык 210 (3/3)

Математика 280 (4/4)

История 140 (2/2)

Обществознание (включая экономику и право) 140 (2/2)

Основы безопасности жизнедеятельности 70 (1/1)

Физическая культура 210 (3/3)

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях

Вариативная часть Учебные предметы Количество часов за два года обучения

Базовый уровень Профильный уровень

Русский язык - 140 (2/2)

Литература - 70 (1/1)

Иностранный язык - 210 (3/3)

География 70 (1/1) -

Физика 140 (2/2) -

Химия 70 (1/1) -

Биология 70 (1/1) -

Информатика и ИКТ 70 (1/1) -

Всего: 2170 (31 / 31)

Региональный компонент

МХК 70 (1/1)

Физика 70 (1/1)

Всего: 140 (2/2)

Компонент образовательного учреждения

Химия 70 (1/1)

Математика 140 (2/2)

История 70 (1/1)

Всего: 280 (4 /4)

2590 (37/37)

 

4.3 В основе учебного плана лежит выделение обязательных предметов базового уровня, профильного уровня и элективных курсов.

Обязательные предметы, изучаемые на базовом уровне, предназначены для завершения образования в области базовых компетенций, их содержание определяется базовыми стандартами. К обязательным учебным предметам федерального компонента, направленным на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся, отнесены: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, обществознание, естествознание, физическая культура.

На профильном уровне:

- 2 час в неделю — на учебный предмет «Русский язык» в 10 и 11 классах.

- 1 час в неделю - на учебный предмет «Литература» в 10 и 11 классах для овладения учащимися коммуникативных компетенций;

- 3 часа в неделю – учебный предмет «Английский язык» в 10-11 классах

 

Учебный предмет «Математика» включает курс «Алгебра и начала анализа» (2 часа в неделю), курс «Геометрия» (2 часа в неделю). Используется государственная образовательная программа.

Учебный предмет «Обществознание» (2 часа в неделю) включает курсы «Экономика» и «Право». Используется государственная образовательная программа по интегрированному курсу «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Учебный предмет «Естествознание» (4 часа) включает курсы: «Физика» - 2 часа, «Биология» - 1 час, «Химия» - 1 час.

4.4 С целью реализации образовательной программы школы по решению педагогического совета (протокол № 9 от18.06.2013г.) часы регионального и школьного компонентов распределены следующим образом:

- 2 час в неделю в 10 и 2 часа в неделю в 11 классах — на учебный предмет «Алгебра». Увеличение часов на предмет связано с отработкой системы умений и навыков по математике и с необходимостью сдачи обязательного экзамена в форме ЕГЭ;

- 1 час в неделю — на учебный предмет «Физика» в 10 и 11 классах. Курс ориентирован на расширение знаний и умений учащихся в области физики, которые детерминированы развитием современного общества и формированием личности учащегося;

- 1 час в неделю – на учебный предмет «Химия» в 10 и 11 классах для формирования прочных знаний по курсу «Органическая химия» и «Общая химия»;

- 1 час в неделю - на учебный предмет «История» в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе для воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

4.5 При проведении занятий по предмету «Иностранный язык» осуществляется деление классов на группы по 8-10 человек в каждой (не более 3-х групп) при наполняемости класса 25 человек и более.

При проведении занятий по предметам и «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на 2 группы при наполняемости класса 25 человек и более.

Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента общеобразовательного учреждения (организации). Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

- развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

- «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

«Теория и практика анализа художественного текста» - 68 часов

«Искусство в современном мире» - 68 часов

«Технологии изучения англоязычного художественного текста» - 68 часов

«Подготовка к ЕГЭ: аудирование и говорение» - 68 часов

«Теория и практика художественного перевода.» - 70 часов

 

 

Обеспечение учебного плана

 

Изучение общеобразовательных дисциплин предполагается на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. За основу приняты федеральные программы. Обучение профильным предметам осуществляется по программам их углубленного и расширенного изучения.

Для реализации общеобразовательных программ использованы учебные пособия, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, включенные в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год.

Общеобразовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами и обладает материально—технической базой для осуществления обучения согласно данному учебному плану.